Я до сих пор нахожусь в лёгком шоке после ряда информационных атак на знакомых и не очень людей.
И вместо мимимишных маркетинг-советов на Новый Год, я планирую предупредить вас об опасностях и попутно поделиться своими наблюдениями.

Начну с того, что за последние два месяца я увидела, как информационно убивают людей. В одном случае это был очень близкий мне духовно человек, которого пытались утопить за принципы. И в каком-то смысле это получилось. Также был эпизод, где человека лишили всего, ради чего он жил. И это было очень жестоко и грубо. При полном невмешательстве фанов и друзей. Последняя громкая атака закончилась только потерей репутации и части клиентов. Это самый лайтовый вариант из трёх.

Если доверие и репутация выстраиваются годами, то «убить» их можно моментально. Даже если вы серьезно не оступались. А если ещё и оступились…

Когда-то фейсбук-с*ачи были просто частью повседневной жизни пользователей, а теперь почти каждый юзер может стать полноценным участником действий. И часто, сам того не осознавая, будет разжигать войну, где целью станет чей-то бизнес, здоровье или семья.
Вчерашние друзья и амбассадоры могут стать лидерами по разжиганию ненависти против своих.
И если вы думаете, что это легко решается большими бюджетами и рекламой, я вас сразу разочарую: не решается.

Любая реклама атакуемого может ещё больше разжечь атаку.

СМИ и блогеры не хотят работать теми, кого дискредитировали.

Все хаотичные действия ещё больше усугубят ситуацию.

И ещё важный и печальный факт: если вы проиграли в онлайн-войне, ваш бизнес может быть потерян и в реальной жизни.

А теперь о том, что нужно делать дальше, если вы продвигаете бизнес или себя:

1. Мониторинг инфополя

Информационная атака часто имеет предварительные сигналы. Это как с грозой, когда вы сначала слышите гром, потом усиливается ветер, потом темнеет небо. Если вы не научились вовремя отслеживать сигналы приближающейся катастрофы, ваша репутация рискует быть серьёзно намоченной.

Для мониторинга инфополя вы можете использовать такие программы:

  • Google Alerts (бесплатно)
  • YouScan
  • Babkee
  • Brand Analytic
  • Mediatoolkit

На что обращать внимание?
— увеличение упоминания вашего имени/бизнеса в негативном контексте;
— негативные отзывы, очень похожие на клевету;
— отзывы от людей, тесно связанных с вами ранее (бывшие: мужья/жёны, сотрудники, друзья, партнёры).

Если вы видите какие-то подозрительные сигналы, лучше без промедления обращаться за помощью к пиарщику.

2. Моментальная реакция на отзывы или попытки скандала

Природно для многих людей отсидеться в тишине и выждать, пока скандал успокоится сам. Действительно, в некоторых случаях так и случается. Но только в случае, если он имеет органичный — то есть сложился сам по себе, а не на вас напали.

Если на вас напали, а вы молчите, это работает против вас.

Есть правда и обратная сторона — когда человека обвинили в чём-то, он начинает действовать импульсивно. Много скандалов и проблем связано как раз с этим: человека провоцируют, выводят из себя и выставляют в ещё более неприятном свете.

На любой негатив в вашу сторону желательно отвечать сразу и по делу.

3. Стратегия информационной безопасности

Кризисные пиарщики говорят, что большинство клиентов обращаются к ним, когда уже слишком поздно. И если бы они обратились, когда скандал только начал разгораться, можно было бы достигнуть более позитивных результатов и меньше урона репутации. А ещё лучше, если клиент озаботился своей безопасностью тогда, когда проблемы ещё нет.

4. Учитывать тренды

Впрочем, в некоторых случаях вопрос безопасности не стоИт так остро. Например, когда о вас вообще не знают. Или когда вы поняли, что у вас мало клиентов и не так много людей вообще знают о вас или вашем бизнесе.

Как для новичков, так и для более серьёзных людей/бизнеса я могу дать одну общую рекомендацию: будьте искренними с клиентами. Это работало всегда, но сейчас это ещё и признанный тренд.

Ошиблись? Исправьте ошибку. Кого-то обидели? Постарайтесь извиниться. Чувствуете какие-то эмоции? Поделитесь лучше ими, чем тысячным постом из шаблонного контент-плана.

Для этих целей хорошо подойдёт:

— личная страница в соцсетях (Фейсбук, Инстаграм)
— собственный канал в телеграме;
— блог на сайте;
— канал в Ютубе;
— комментарии к чужим постам/статьям.
— публикации в СМИ.

5. Повышать уровень цифровой грамотности и эмоциональной устойчивости

Для того, чтобы не стать жертвой атаки или её активным участником, нужно проверять информацию.
Чтобы не стать распространителем фейков и не выглядеть глупо в глазах своей аудитории, также нужно проверять факты. Чтобы не поддаться высокому уровню тревожности и не дестабилизировать свое состояние, нужно уметь вовремя остановится и проанализировать ситуацию.

В этом году я заметила очень интересную штуку: многие клиенты как с цепи сорвались в плане маркетинга. Они заказывают намного больше услуг, чем все предыдущие годы. С учётом того, что сейчас кризис, была красная зона, политическая нестабильность и пр. А часть заморозила любую активность.

Как считаете, у кого из них больше шансов получить новых клиентов?

6. Не строить долгоидущие планы, разбивать на маленькие задачи

Мне как стратегу неприятно это признавать, но это факт. Длинные стратегии больше не будут работать так, как раньше. Слишком много неопределенности.

Это не значит, что нужно полностью отказываться от стратегии, но с долгосрочной стратегией на год нужно также иметь краткосрочные планы.

7. Команда

Очень важный и интересный пункт. Карантин вывел на рынок много новых специалистов в продвижении. А новые технологии создали и новые профессии. Надеюсь, у вас уже есть свой сторисмейкер? И вы наверняка слышали о «биографах» — людях, которые за деньги придумывали раздел био в приложении Клабхаус.
Таплинкеры (те, кто заполняет мини-лендинг для Инстаграм), спецы по сайтам на Тильде в этом году увеличились в количестве.

Онлайн-школы и преподы, которые обучают SMM, маркетингу и дизайну, появляются каждый день.
Но во всём этом есть одна большая проблема. Недостаток опыта и желания разобраться. Многие вещи делают на конвейере.

Я как-то кинула объявление на стажировку и среди откликнувшихся было минимум 3 человека после курсов. Так вот, теория у них была слегка устаревшая, а практике их вообще не учили…

Появилось много новичков в проф.каналах. Когда ищешь нормального подрядчика, получаешь пачку выгодных предложений. Но когда пытаешься работать, оказывается, что они это делают мягко говоря не очень.

Главная рекомендация на 2022: нужно искать мозги а не руки. Когда вы найдете себе грамотного специалиста, он уже сам может подобрать команду и контролировать их.

Вместо резюме

Как видите, материал получился немного суровый — фамилия обязывает. Но я уверена, что он может вам пригодится и защитить вас от многих популярных ошибок.

Желаю вам в следующем году реализоваться на максимум.

Ну и читайте мой блог, там уже совсем скоро будет много новых полезных фишек для бизнеса и личного бренда. С наступающим!

Понравилось? Поделитесь статьей:

Похожие записи

Почему важно...

В начале года модно давать всякие прогнозы по...

Новые алгоритмы...

Наверняка вы уже знаете о том, что крупнейшая...

Как сделать...

Что нужно знать о рассылке писем? E-mail-маркетинг...

Как создать...

Многие считают, что личный бренд нужен только...

Стратегия...

Всё более актуальным становится вопрос создания...

E-mail-рассылка и...

Правильный выбор инструментов – один из главных...

Оставьте ваш комментарий тут